Такие фильмы, как «Горбатая гора», изначально
вызывают настороженный интерес. Настороженность связана, главным
образом, с темой картины, как заявлено «о любви двух ковбоев» (прямо
скажем, весьма нетрадиционной версии отношений этих мужественных
людей), а интерес происходит из объективного любопытства узнать, на что
способны авторы картины в развитии темы, которая, в последнее время,
стала больным местом современного кинематографа.
В последние годы многие кинематографисты, в той или иной мере,
обращались к теме нетрадиционных отношений людей одного пола.
Независимые студии преуспели в производстве тяжёлых психологических
драм об ошибках воспитания, психологических травмах, эрозии личности,
наполненные криминальными приключениями и жестокостью. Серьёзные
режиссёры задействуют нетрадиционные отношения полов на фоне неоновой
рекламы и задымлённого сумрака ночных клубов, как иллюстрацию порока и
разложения нового поколения.
Поэтому картина Энга Ли, с первого кадра, поражает красотой и идиллией.
Отменная операторская работа. Высокое небо, подпираемое, опоясанными
лесными зарослями, вершинами гор; изящные изгибы убегающих в даль
дорог, игра цвета и теней, бурлящий ручей и тихий, в синем сумраке,
восход. В синем. В светло синем. В голубом.
Выбор на место режиссёра этой картины китайца Энга Ли, без сомнения,
главная удача студий- производителей. Столь умелая постановочная работа
и видение кадра, в последнее время, крайняя редкость. А Энг Ли,
поместив героев картины в изумительную оправу природных красот
Вайоминга, придал этой истории тонкий и пронзительный эмоциональный
подтекст.
Но и это не спасло бы картину с такой темой, рискующей скатиться к
пошлости и откровенной вульгарности, если бы не состав «влюблённой
пары». Нет, как раз сам состав настраивает именно на такой лад. А вот,
выбранные на роли исполнителей главных героев, Хит Леджер и Джейк
Гилленхал своей работой начисто рушат ожидания настороженного зрителя.
Можно сколь угодно по-разному относиться к тому, что они играют, но то,
как они это делают (играют) есть демонстрация высочайшего актёрского
мастерства и профессионализма. Заметно с первого взгляда, что актёры
сильно поработали над конструированием и наполнением содержанием
образов своих персонажей. Штампованный облик нетрадиционных отношений в
таком антураже выглядел бы смешно и нелепо. Выбор Леджера и Гилленхала
кажется рискованным и смелым: играть в любовь по-настоящему.
Наибольшей удачей, мне показалась работа Хита Леджера, который придумал
и воплотил в реальность образ добродушного простака-увальня, с
размеренным говором и железным спокойствием, начисто разрушающим
стереотипы жанра. Работа Гилленхала, не менее продуманная и глубокая,
позволила им создать на экране удачный актёрский ансамбль. Но и этого
было бы мало для хорошего фильма, поскольку наряду с «этими» двумя есть
ещё и «другие» вокруг: жёны, дети, родственники и родители. Однако
здесь сработал отменно проведённый кастинг актёров: и Энн Хэтуэй, и
Мишель Уильямс являются точнейшим попаданием в свои роли. Хотя,
пожалуй, Уильямс заслуживает большего внимания, поскольку на долю её
персонажа выпадает гораздо больше сценарных виражей, в которых она
благополучно справляется с управлением своим образом. Хорошим фоном
ведут свою линию актёры второго плана.
Почти при полном отсутствии пугающей (в таком фильме) «обнажёнки» и
откровенных сцен, картина переполнена эмоциональным напряжением и
глубокими чувствами. При этом сценарий фильма раскрывает несколько
уровней отношений действующих лиц, где наряду с главной линией любви
(назовём это своим именем) главных героев, развиваются их непростые
отношения с жёнами и детьми, семьями и родителями. На каждом уровне –
свой конфликт и своя драма, свои страсти и свой итог.
Можно по-разному относиться и к теме картины и к способам её раскрытия
на экране, можно по-разному относиться к самому явлению однополых
отношений. Хотя, никуда не деться, приходится признать, что они
существуют. Но непонятны. Большинству. Однако отказать режиссёру Энгу
Ли и исполнителям главных ролей этого фильма в признании высокого
мастерства, а фильму «Горбатая гора» в звании произведения
киноискусства, язык не поворачивается.